Десятина, ценники и церковный бюджет

Казалось бы, вопрос, сколько «стоит» церковная свечка, почему она является не товаром, а жертвой, обсуждался тысячи раз. И все равно нет-нет, да услышишь от очередного неприхожанина рассуждения типа «как все дорого, на свечках можно и сэкономить, если взять их в другом месте». Как связаны между собой небольшая свеча и церковное благолепие, жертва за требу и церковная помощь нуждающимся?

 

Очередь в церковной лавке. Подаются поминальные записки, покупаются перед службой свечи, на полках множество икон, стеллажи с духовной литературой, которая ждет своего покупателя. Шуршат и звенят деньги. Нет-нет, да кто-то из зашедших нарочито горестно вздохнет: Господи, как все дорого! Да можно ли вообще деньги-то брать за все это! А еще храм Божий! Покупает свечку (ту, что подешевле) и негодуя про себя на попов «барыг», идет в благолепно украшенный храм, чтобы поставить эту самую свечку за себя и за своих близких. Затем с чувством выполненного долга, сохраняя в душе «праведный» гнев на «неправедные порядки», уходит восвояси, при этом считая себя незаслуженно обиженным, обманутым в своих лучших чувствах…

Случается такое довольно часто. Не обязательно малообеспеченный человек не принимает того, что, придя в храм, ему приходится открывать кошелек и куда-то отдавать свои «кровно заработанные». Для многих считающих себя христианами, именно это становится оправданием нехождения в церковь: «Там все продается, а денег (на это) у меня нет». Пожертвования за требы, за свечки, за иконы, за книги, за поминальные записки… Где же правда, неужели и в Церкви все покупается и все продается? Да и возможно ли это? Попробуем разобраться, что же за цифры изображены на «ценниках» церковных лавок.

Отправляя апостолов на проповедь, Христос сказал им: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо вы достойны пропитания» (Мф. 10. 9-10). Повинуясь этой заповеди Спасителя, заботясь об апостолах и преемниках их служения, христиане тех времен приносили и полагали к ногам апостолов все свое имущество для того, чтобы те употребляли его на благо Церкви (Деян. 4. 34-37). Конечно, можно услышать возражения: «Мол, то было давно, теперь уже и апостолов нет, и времена нынче не те». Времена, может быть, и не те, но Церковь та же самая, и обязанности по ее содержанию лежат на каждом православном христианине. Невозможно, да и не нужно сейчас требовать от каждого православного полного отречения от своего имущества. Тем более, что первые христиане отказывались от него совершенно добровольно. Но снимать с себя всякую ответственность по отношению к Церкви человеку, исповедующему себя православным, не надо.

Еще ветхозаветные постановления предписывают десятую часть от всех доходов посвящать Господу. Так называемая десятина была естественна для церковных людей до недавнего времени. У нас не возникает вопросов при уплате налогов на медицину, образование, содержание дорог. А налог, который установлен Богом, постепенно забывается, не считается обязательным. Редко сейчас можно встретить людей, даже из прихожан, которые исполняют заповедь о десятине. Мы радуемся открытию новых храмов, воскресных школ, издательств, православных библиотек. Но то, что все это требует определенных материальных затрат, как-то забывается.

Церковь – это не собрание священнослужителей и работников храма. Церковь – это сообщество всех, кто принял Христа как Бога, кто верует Его Слову, исповедует себя православным христианином.

Каждому приятно зайти в просторный, светлый храм, постоять на службе, в конце концов, просто поставить свечку и собраться мыслями. И очень неприятно, если в храме течет крыша, нет электрического освещения, царят грязь, холод и разруха. Так уж получилось, что Церкви необходимо оплачивать счета за электроэнергию, отопление, платить налоги государству, содержать в надлежащем виде храм и храмовое хозяйство. Все мы ответственны за нашу Церковь. Средства на ее содержание, как ручейки, стекаются от всех верующих для того, чтобы процветало на нашей земле Православие. А цифры, которые мы видим в церковных лавках, – это всего-навсего установленные размеры пожертвований, которые необходимы для того, чтобы Церковь могла существовать. Но поскольку нам приходится жить в обществе потребительском, размеры этих пожертвований многими стали восприниматься как цены, хотя, невозможно определить сколько «стоит» Крещение, какова «цена» Библии или иконы. Не нап