Главная святыня, дарованная верующим православным людям на Алапаевской земле — это Святая Шахта, место, где преподобномученица Елисавета приняла мученическую кончину от рук безбожников гонителей веры во Христа. Сама шахта расположена в расстоянии 178 шагов от перекрестка двух дорог, ведущих из г. Алапаевска к заводам В. Синячихинский и Н. Синячихинский; от места пересечения этих дорог идет малопроезжая дорога, которая и приводит к шахте. Местность, где расположена шахта, отделяется от трактной дороги поляной, покрытой редкой порослью мелких кустарников, правее шахты тянутся пашни, огороженные жердями. В процессе разработки с 1903 по 1904 год шахта была углублена на 51, 5 метр, большей частью встречались одни серые глинистые сланцы. Горным инженером Н. С. Михеевым был сделан вывод о приостановлении работ, так как изыскания не дали результатов. Шахта попала в опрокинутое крыло, приток воды в шахте к моменту приостановки составлял 1500 ведер в час, шахта частично была затоплена. Местными жителями это место называется Межной, здесь размежевались дороги, ведущие к православным Верхотурским святыням с востока из Сибири и юга Екатеринбургской епархии, так называемый Симеоновский путь.
Святую Елисавету, инокиню Варвару и с ними пострадавших Князей Романовых бросили в Шахту живыми. Великую княгиню столкнули первой. Стоя на краю Шахты она молилась, повторяя слова Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают что творят». Здесь святая Елисавета отдала душу и тело свое за человечество бедное и страждущее и умоляла Бога, дабы получили Царствие Небесное и те самые, которые жестоко и мучительно убивали ее. Упав на 15-ти метровую глубину Шахты на один из выступов, получив тяжелейшие ранения, в темной сырой Шахте, она оказывала помощь ближнему, перевязывая раненую голову куском ткани от апостольника князю Иоанну Константиновичу, упавшему рядом с ней. Пальцы правой руки Великой княгини были сложены троеперстно. На груди лежала икона Спаса Нерукотворного, подаренная ей императором Александром III в день принятия православия. Спустя несколько дней, местные крестьяне находившиеся в лесу недалеко от Шахты слышали пение Херувимской песни. В памятные дни вокруг Шахты совершаются крестные ходы с пением Херувимской. Также стало традицией проводить Крестные ходы от Напольной школы до Святой Шахты. Крестный ход идет по дороге, последнему земному пути которым увозили Алапаевских мучеников глубокой ночью 18 июля 1918 года к месту их мученической кончины. Каждый шаг этой дороги эхом отзывается в ночной тиши, шумом едущих вереницей подвод в вечность. В наши дни есть свидетельства благоухания земельки взятой из Шахты.
В конце 80-х годов было вновь установлено местонахождение Шахты, в которой приняли смерть Алапаевские мученики. В 1991 году на этом святом месте устанавливают Поклонный Крест. В 1992 году, в год прославления Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары в лике преподобномучениц, рядом с ним возводят часовню. А в 1995 году Священный Синод Русской Православной Церкви принимает решение о установлении рядом со Святой Шахтой мужского монастыря в честь Новомученников Российских.
Позолоченный крест монастырского храма во имя Новомучеников Российских далеко виден при подъезде к монастырю. Осуществилась мечта православных христиан, на Святом месте полились молитвы покаяния, благодарения, молитвы ко святой Елисавете которая своей жизнью угождала и подражала Господу, в жизни старалась все покрывать любовью«. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, — служение страждущему человечеству привлекательным, прощение врагам возможным».
23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II , обращаясь к собравшимся, сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих — преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним». Впервые за 80 лет иерархи Русской Православной Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром посетившие Россию, прибыли 22 мая 2004 года и на святые места Урала, в монастырь во имя Новомучеников Российских. Каждый из них привез земной поклон и молитвы Алапаевским мученикам от наших соотечественников, русских людей вынужденно покинувших Россию в начале прошлого века. Как писала в письме близким знакомым в эмиграции в 1919 году княгиня Ольга Валерьяновна Палей — супруга Великого князя Павла Александровича, расстрелянного в январе 1919 года большевиками в Петропавловской крепости и мать князя Владимира Палей, убиенного в Алапаевске. «Ну, как Вы думаете, могу ли я, при таких двух жертвах, спокойно прожить хотя бы день или час… Вот уже 8 месяцев я жду освобождения Петрограда…, чтобы явиться туда и похоронить тело моего любимого по-христиански. …А если бы была возможность, то привезти с Урала тело моего мальчика, объединить их в общей могиле и приготовить себе самой место между ними!»
Святая Шахта святыня всего православного мира. В молитвах ко святым преподобномученицам Елисавете и Варваре мы обращаемся об исцелении телесных и душевных болезней, о даровании нам терпения, всепрощения, любви и милосердия, чего так не хватает нам, живущим в XXI веке. В монастырском храме во имя Новомучеников Российских на Межной пребывают частицы нетленных мощей Святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, привезенные из Иерусалима в праздник Сретения Господня 15 февраля 2004 года.
К столетию со дня мученической кончины алапаевских мучеников в мужском монастыре Новомучеников и Исповедников Российских рядом со Святой Шахтой возведен новый храм во честь Феодоровской иконы Божией Матери — семейной реликвии и покровительницы Дома Романовых.
Ссылка на сайт мужского монастыря Новомучеников и Исповедников Российских — http://www.svelizaveta.ru/