Жизнь после смерти

Ныне прах Великой Матушки покоится в Иерусалиме в Гефсиманском саду, в рус-ской православной церкви Марии Магдалины, в том самом храме, на освящении которого в 1888 году Елисавета Феодоровна сказала своему мужу, что желает быть похороненной именно здесь.

Но в России жива память о благих делах Елисаветы Феодоровны и эта память рождает новые добрые деяния. В 1990 году в Москве началось возрождение Марфо-Мариинской обители. Журналист Мария Николаевна Крючкова (ныне настоятельница обители матушка Елизавета), узнав историю общины милосердия, основанную Великой княгиней, занялась ее восстановлением. В последние годы сестры обители сделали много добрых дел, проявляя заботу о несчастных детях, лишенных родительской ласки, о больных, о раненных солдатах злосчастной Чеченской войны.

Сегодня многие сравнивают Елисавету Феодоровну с Сергием Радонежским. Преподобный Сергий для духовного возрождения России имел огромное значение: и освобождение от 300-летнего татарского ига с его именем связано, и то, что после него сотни монастырей появились. И как после Сергия Радонежского стали расти и умножаться монастыри, так после Елисаветы Феодоровны сегодня растут и умножаются общины милосердия. А какому примеру последовали сегодня многочисленные сестричества, приюты, дома милосердия многих и многих российских городов, можно увидеть из того, чье имя они носят. Почти все они — Елизаветинские или, в подражание созданной Великой Матушкой обители, Марфо-Мариинские.

В 1992 году Русская Православная Церковь канонизировала Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару — в числе тогда еще немногих мучеников и исповедников российских XX века; их называют новомучениками, в отличие от погибших в первые века распространения христианства.

В городе Алапаевске, в шахте которого погибла Великая княгиня, в последние годы был открыт паломнический маршрут «Покаяние». Во время этого маршрута раскрывается картина последних дней жизни и смерти Елисаветы Феодоровны и других алапаевских новомучеников.

В здании Напольной школы, в помещении, где провела свои последние дни Великая матушка, создана Мемориальная комната. Здесь собран обширный фотоматериал и святыни, рассказывающие о крестном пути алапаевских узников. Во дворе школы, где князья занимались посадкой цветов и овощей росла необычная яблоня, по преданию, посаженная самой Елисаветой Феодоровной. Ствол дерева был большой и полый, с огромным дуплом. Но, несмотря на это, благоуханные цветы и крупные яблоки росли на нем более чем 90 лет.

В1998 году по благословлению игумена алапаевского монастыря во имя Новомучеников Российских Моисея (Пилатса) была основана женская обитель во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Общине передали здание поблизости от Напольной школы. С 20 апреля 2005 года по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия обители присвоен статус монастыря святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Настоятельница

монастыря монахиня Олимпиада (Тетеркина) с сестрами принимают паломников, организуют для них ночлег, обеды, проводят православные экскурсии. Кроме того, сестры обители ведут просветительскую деятельность в детских садах и школах Алапаевска и района.

В нескольких сотнях метров от Напольной школы, в центре Алапаевска, на берегу реки Алапаихи, возвышается старинный Свято-Троицкий собор, последний храм, где при жизни молилась Елисавета Феодоровна. С 19 октября 1918 года по 14 июля 1919 года в склепе этого же храма по распоряжению адмирала А.В. Колчака находились гробы с телами алапаевских мучеников. При советской власти собор долгое время находился в запустении. Лишь в 1999 году храм был вновь освящен, а через год, к приезду Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был отреставрирован и соборный склеп.

На окраине Алапаевска стоит Екатерининская церковь (ныне подворье монастыря во имя Новомучеников Российских). 18 октября 1918 года, после того, как в город вошли части Белой армии, в храм перенесли тела алапаевских мучеников, где была отслужена всенощная заупокойная служба. Главная святыня паломнического маршрута «Покаяние» — Нижнеселимская шахта, алапаевская Голгофа, где закончился крестный путь Елисаветы Феодоровны и других алапаевских мучеников. Еще до канонизации святых Елисаветы и Варвары в мае 1991 года у старой шахты был воздвигнут Поклонный крест. Его освятил при большом стечении народа владыка Мелхиседек, архиепископ Свердловский и Курганский. В 1992 году у Поклонного креста на Межной (так в народе называлось место расположения шахты) построили часовню с алтарной частью во имя Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В часовне проходят службы в дни памяти -18 июля.

22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об основании рядом с Нижнеселимской шахтой мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен игумен Моисей (Пилатс). 6 июля 1996 года на месте гибели Елисаветы Феодоровны и других алапаевских узников был заложен первый камень. В настоящее время завершено строительство храма во имя Новомучеников Российских и братского четырехэтажного корпуса. Увенчанный позолоченным куполом и крестом храм красного цвета, в напоминание о пролитой здесь крови, далеко виден при подъезде к монастырю.

Сегодня к этому месту, недаром называемому «Русской Голгофой», паломники стремятся так, как прежде стремились лишь на Святую Землю. 23 сентября 2000 года к месту гибели алапаевских мучеников совершил паломничество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Встречать его пришли пешком — по обету — в это утро сотни людей из города и окрестных сел. «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, — обратился к ним Патриарх, — когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто пострадал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближнему».