Алапаевск расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Нейва (бассейн Оби), при впадении в неё р. Алапаиха, в 180 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Известен с 1639 как деревня Алапаиха, в окрестностях которой в конце 17 в. была найдена железная руда. Существует 2 версии возникновения названия этого места. По первой версии название деревни и города происходит от тюркского алап, алапа «пойма реки; плавни; заливная пойма с тростником-кочкарником». По второй версии, название города происходит от имени татарского башибузука Алапая, бежавшего в эти места, богатые рыбой и дичью, с Волги в середине XVI века, во время покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства.
Первые же исторические свидетельства связывают основание поселения на реке Алапаихе с именем верхотурского боярского сына Андрея Бужанинова. Известна грамота царя и Великого Князя Михаила Федоровича: «… в 7147 году (1639) апреля в 11 день Андрею Бужанинову велено на речке Алапайке, подле реки Невьи организовать новое поселение…»
В 1629 году близ речки Алапаихи была обнаружена железная руда, а в 1702 году по указу Петра I здесь был заложен Алапаевский железоделательный завод, один из первых на Урале, с пуском которого деревня Алапаиха превращается в заводской поселок.
В 1757 году императрица Елизавета (дочь Петра I) передала многие казённые заводы в частные руки, в том числе Нижне-Алапаевский, Синячихинский и другие лейб-гвардии секунд-майору А.Г. Гурьеву, который в 1766 году продал эти заводы торговцу и винному откупщику С.Я. Яковлеву (Собакину). Из-за усиленной эксплуатации и ухудшения жизни в 1758-1763 годах Алапаевск известен крупными волненими приписных и работных людей.
В 1781 году образован Алапаевский горный округ, в который вошли заводы, железные рудники. С образованием Пермского наместничества была образована Екатеринбургская область и создан Алапаевский уезд. Рабочее поселение было преобразовано в город Алапаевск. В 1783 году утверждён герб города. С 1710 по 1720 годы открываются новые месторождения железной руды, залежи асбеста.
Первый в России женский бунт произошел также на Алапаевском металлургическом заводе в июне 1821 года, что привело к остановке завода. Волнения алапаевских крепостных рабочих, доведённых «до крайней бедности» продолжались с 1842 года до реформы 1861 года.
Однако, Алапаевский металлургический завод славился своими изделиями на всю Европу. В дореволюционное время алапаевское кровельное железо не раз получало золотые медали на международных выставках в Брюсселе и Лондоне. В 1835-1837 годах впервые в России плотинный мастер, выдающийся механик, изобретатель-самоучка Игнатий Евстафьевич Софонов изготовил первую в России гидротурбину. Сохранился его дом, в котором ныне действует Алапаевский краеведческий музей.
В начале XVIII века в 10 верстах от города, на берегу речки Синячихи был заложен Нижнесинячихинский железоделательный завод. В 1794-1824 годах здесь, в поселке Нижняя Синячиха, талантливые зодчие построили Спасо-Преображенскую церковь — один из лучших храмов на Урале. В годы Советской власти храм был закрыт, пришел в запустение, медленно разрушался. Возрождение его из небытия связано с именем Ивана Даниловича Самойлова (ныне академик Академии искусств и ремесел им. Демидовых), под руководством которого здесь в начале 1970-х годов начались реставрационные работы. Благодаря ему же, с 1979 года вокруг Спасо-Преображенской церкви начали собираться памятники уральского деревянного зодчества — часовни, мельницы, амбары, сторожевая башня, пожарная каланча, крестьянские избы, бережно перевозимые сюда из других мест. Так возник Нижнесинячихинский музей-заповедник народного творчества — одна из подлинных жемчужин народного искусства Урала.
Весной 1849 года новым управляющим Алапаевским горным округом был назначен генерал-майор в отставке И.П. Чайковский. Вместе с ним в город приехал его девятилетний сын — будущий великий русский композитор, автор всемирно известных произведений Петр Ильич Чайковский. В уральском городке маленький Чайковский жил до августа 1850 года, после чего был определен в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. В Алапаевске в семье Чайковских родились ещё двое сыновей: Модест и Анатолий. Столетие спустя, в 1965 году, благодаря подвижническим усилиям Веры Борисовны Городилиной (ныне — академик Академии искусств и ремесел им. Демидовых) была открыта комната-музей семьи Чайковских, положившая начало современной экспозиции Дома-музея П.И. Чайковского. В 1990 году в Доме-музее была проведена реставрация, художниками студии «Белый квадрат» (ныне студия «Артефактум», руководитель Ю.В. Калмыков) создана уникальная экспозиция. В музее также представлена собранная В.М. Городилиной коллекция музыкальных инструментов и миниатюр разных времен и народов. В России подобные собрания есть ещё только в Москве и Санкт-Петербурге.
Уже к концу XIX столетия металлургический завод перешел от водяных двигателей к паровым машинам, была построена электростанция, мартеновские печи, доменная печь. Как и в предыдущие столетия, из-за низкого уровня жизни заводчанам свойственны бунтарские настроения. К началу революции 1905 года на заводе возникла большевистская организация рабочих, которая стала значительной силой, и в марте в ходе забастовки был создан первый заводской Совет, в состав которого входили и крестьяне. Алапаевский Совет рабочих и крестьянских депутатов просуществовал 65 дней. После Октябрьского переворота для борьбы с противниками революции был создан чрезвычайный комитет.
День 20 мая 1918 года резко изменил всю историю Алапаевска и выделил город из ряда других, связав его навсегда с мировой историей. В этот день в провинциальный городок были привезены Великокняжеские особы, члены царской семьи, которые содержались под арестом в здании Напольной школы. Вместе с ней в Напольной школе содержались Великие Князья императорского дома Романовых – Константин Константинович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Сергей Михайлович вместе со своим секретарем Федором Семеновичем Ремезом; князь Владимир Палей, а также одна из самых близких к Великой Княгине Елисавете Феодоровне крестовых сестёр Марфо-Мариинской обители, её келейница – инокиня Варвара Яковлева.
Когда летом 1918 года началось наступление адмирала Колчака, узники были вывезены на подводах на станцию Межная и сброшены в шурф заброшенной шахты. В настоящее время на месте гибели Великих Князей расположен мужской монастырь Новомученников и Исповедников Российских.
В годы советского режима продолжается промышленное развитие Алапаевска. Богатые лесные ресурсы, узкоколейная железная дорога позволили построить в 1929 году деревообрабатывающий комбинат. В 1930 году начал работать механический завод, горпромкомбинат, хлебопекарня, завод красного кирпича, завод безцементных камней. Проведена высоковольтная линия передач от Егоршинской ГРЭС. В 1940 году начато строительство станкостроительного завода.
Однако, духовные святыни Алапаевска в этот период, как и духовные святыни всей России, беспощадно разрушаются одна за другой. В 1920-е годы – видимо, убедившись, что арестами и расстрелами священнослужителей веру не искоренить, — безбожная власть начинает убивать храмы. В 1931 году закрылся красивейший Александро-Невский храм, созданный на деньги рабочих Алапаевского металлургического завода. Сначала его здание использовалось для так называемых «культурных целей» — в нем открыли кинотеатр «Безбожник»… Но уже через год в 1932 году храм взорвали. В этом же 1932 году сбросили колокола с одного из стариннейших храмов Екатеринбургской епархии – Свято-Троицкого собора, исторической достопримечательности города! Именно в этом соборе молились Великие Князья из Императорского дома Романовых находясь в заключении, именно в этом соборе их отпевали, под стенами этого собора их тела нашли временное прибежище…
В декабре 1936 года в стенах собора установили оборудование для хлебзавода, и уже через месяц народ, погрузившись в безмолвное и скорбное бесчувствие получил свой хлеб насущный. Но об этом ли только хлебе он веками так истово просил в молитвах?
И настали для Алапаевска унылые годы, насаждаемой новой веры в коммунистический рай на земле. А до тех пор, пока он не наступил, черный дым над оскверненным собором, летняя пельменная с пивом, бочка с квасом и наскоро сколоченные прилавки для продажи овощей, иногда – шатёр с приезжим цирком на бывшей Соборной площади…
Пробуждение города приходится на конец 80-х начало 90-х годов ХХ столетия, когда вся страна переживает свой духовный подъём и пытается возродиться заново. Своими руками алапаевцы восстанавливают поруганные святыни, вписывают в историю города новые знаменательные места и события, воспитывают новое поколение свободных и добрых людей.
Знаменательно, что через Алапаевск проходит старинный уральский паломнический маршрут «Симеонова тропа», в наши дни воссозданный «Уральским патриотическим обществом во имя св. Николая Чудотворца». Часть этого маршрута когда-то проходил сам святой праведный Симеон, всея Сибири Чудотворец – один из самых почитаемых на Урале святых.
Богата биография Алапаевска. Славен он мастерством своих умельцев, на весь мир знаменит трагическими событиями 1918 года, богат металлом, станками и бурильными машинами, лесом и строительными материалами, а главное, хорошими людьми, трудолюбивыми, любящими и верующими.